Одуванчик писал(а):Откуда такая уверенность, что нформация из базы данных не может являться основанием для составления протокола по ст. 20.25 КоАП РФ?
Вот например, решения, где на основаниии информации из базы составляли протоколы, и никто это незаконным не признал.
Согласно п. 12 ч. 5 ст. 28.3. КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями, – судебные приставы-исполнители.
То есть, если инспектор ДПС вынес постановление о назначении административного наказания в виде штрафа, то он вправе возбудить дело за его неуплату в установленный срок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1. КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений «материалы», содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
С нашей точки зрения, возбуждение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ лишь на основании информации из оперативно-справочного учёта ГИБДД является незаконным и подтверждается следующими выводами.
Термины «Материалы», как указано в (ст.28.1 ч.1 п. 2 КоАП РФ) и «Информация оперативно-справочного учёта ГИБДД» не тождественны друг другу.
В словаре С. И. Ожегова определено: Материал – источник, сведения, служащие основой для чего-н.(Там же, с 436).
Поэтому информация из оперативно-справочного учета ГИБДД может служить лишь ориентиром к какому-нибудь действию, несвязанному с тем, что не предусмотрено нормами КоАП РФ, и не может являться основанием для возбуждения дела об АПН по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ, а тем более для применения мер обеспечения по делу (ст. 27.5 КоАП РФ).
Одним из возможных действий инспектора ДПС является направление им рапорта об обнаружении признаков административного правонарушения на имя вышестоящего руководства. После чего сотрудники соответствующего подразделения ГИБДД, инспектор которого обнаружил признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ, обязаны на основании сведений из оперативно-справочного учёта ГИБДД запросить материалы «живого дела» и вместе с ним сведения об оплате и поступлении штрафа. И только в случае, если проведённая сотрудниками подразделения ГИБДД проверка подтвердит отсутствие сведений об уплате штрафа, лишь тогда должен оформляться протокол по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ.
Такая позиция соответствует принципам ст. 24.1. КоАП РФ.
В теории и практике уголовно-процессуального и законодательства об административных правонарушениях любые сведения о фактах порождают сам факт. Под сведениями о фактах понимается такая информация об обстоятельствах дела, достоверность которой еще предстоит проверить, (т. е. это как раз и есть информация из оперативно-справочного учёта ГИБДД), а под доказательственными фактами – уже проверенная информация, не вызывающая сомнения в достоверности (т. е., это и есть как раз таки материальное подтверждение событий правонарушения). На наш взгляд, законодатель обоснованно употребил термин «Материалы», дабы исключить всякое голословное обвинение.
Только такую информацию необходимо использовать как готовые элементы в логических конструкциях для получения итоговых знаний об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания, и после чего устанавливать события и состав правонарушения.
Часто на практике, из-за непроверенной информации, полученной из учётов ГИБДД, дела, предусмотренные ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ возбуждаются дважды.
Как известно, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности лишь в случае его неявки, но при обязательном условии, что данное лицо извещено в установленном порядке (ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ).
Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола (там же).
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что лиц, привлекаемых к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ практически никогда не вызывают на составление в отношении них административных протоколов.
Бывает, что в связи с неуплатой одного и того же штрафа дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ возбуждаются дважды. Сначала заочно сотрудниками ГИБДД по исполнению административного законодательства, а затем и придорожными инспекторами ДПС на основании сведений из оперативных учётов.
Возбуждение 2-х дел за одно и тоже правонарушение может повлечь двойное наказание, что, согласно ч. 1 ст. 50 Конституции РФ и ч. 5 ст. 4.1 КоАП, является недопустимым.
Кроме того, в силу ст. 1.2. КоАП РФ, первоочередными задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, в том числе от незаконного и необоснованного обвинения.
Таким образом, наличие информации в оперативно-справочном учете ГИБДД о неуплате административного штрафа, в соответствии с буквой закона не дает право ИДПС сиюминутно возбуждать дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и тем более применять меры обеспечения по делу (ст. 27.5 КоАП РФ).