Сергей написал:
При желании участковому не составит труда найти, какая ответственность предусмотрена за нарушение этих пунктов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона Самарской области «О внесении изменений в статьи 1.3 и 4.18 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»
Пунктом 1 статьи 4.18 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» (далее – Закон) предусмотрена административная ответственность за мойку транспортных средств на территориях общего пользования.
Пунктом 2 статьи 4.18 Закона предусмотрена административная ответственность за стоянку транспортных средств на детских и спортивных площадках, пляже, газоне, на территории общего пользования в границах населенного пункта, занятой деревьями, кустарниками, а также проезд транспортных средств через указанные территории.
Пунктом 5 статьи 4.18 Закона предусмотрена административная ответственность за размещение транспортных средств на территориях общего пользования, препятствующее механизированной уборке и вывозу мусора, отходов производства.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС РФ) от 30.05.2012 № 81-АПГ12-1 отмечается, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
В частности, ВС РФ было указано, что мойка транспортных средств на территориях общего пользования является нарушением норм федерального законодательства, а именно Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», из чего следует, что указанный вопрос имеет федеральное значение.
По вопросу установления в законе субъекта Российской Федерации ответственности за стоянку транспортных средств в определенных местах, проезд транспортных средств через определенные территории, размещение транспортных средств в тех или иных местах ВС РФ в Определении от 17.08.2011 № 74-Г11-18 указал, что согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находится в ведении Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 22 указанного Федерального закона предусмотрено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации (далее – Правила), устанавливающие единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные правовые акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях указанных Правил и не противоречить им (пункт 1.1 Правил).
Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован в разделах 12 и 17 Правил, ответственность за нарушение Правил в указанной части установлена в статье 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное, ВС РФ был сделан вывод о том, что федеральное законодательство не предполагает установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных требований к Правилам, в частности, дополнительных запретов для остановки и стоянки транспортных средств и, следовательно, административной ответственности за их нарушение.
В целях приведения законодательства Самарской области в соответствие с федеральным законодательством с учетом позиции ВС РФ проектом предлагается признать утратившими силу пункты 1, 2, 5 статьи 4.18 Закона.