По своей работе, мне часто приходиться ездить по Самарской и соседним областям, и вот что бросается в глаза. Знак 3.20 зачастую устанавливается вопреки логике и ГОСТ Р 52289-2004.Так Знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля (таблица 3), зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка. т.е. ограничение должно заканчиваться в месте, где обеспечивается видимость встречного автомобиля. В тоже время, на дороге от обводного шоссе г. Тольятти до с. Н.Санчелеево на участке протяжённостью 4.4 км, не имеющем спусков, подъемов и поворотов, т.е. без ограничений видимости установлен знак 3.20. Это один из частных случаев необоснованного применения знака. Следующий вариант необоснованного применения заключается в следующем, при движении на подъём знак установлен согласно ГОСТу, а на другой стороне дороги в этом же месте установлен знак 3.21. Такая ситуация наблюдается на многих дорогах, с обеих сторон горы и не зависит от видимости. В результате зона действия знака расширяется на подъём ограниченная видимость (правильно) и на спуск неограниченная видимость (неправильно). Особенно «радует» дорога Красный Яр - Отрадный, дорога сплошь состоит из подъёмов-спусков и поворотов. На этой дороге знаки 3.20 установлены вообще в противоречии ПДД и ГОСТ. На спуск - обгон запрещен, на подъём - разрешён.?????
Есть ещё одно ограничение, приводящее к снижению пропускной способности дорог. Для того чтобы не собирать длинные колонны за медленно поднимающимся в гору автомобилем, часто вводят две полосы движения в верх, если ширина дороги это позволяет сделать. Хорошее решение. Но сказав А, как всегда забыли про Б. Ни для кого не секрет, что большегрузные автомобили двигаются на подъём и спуск одинаково медленно (двигайся на спуск на той же передаче, что и на подъем); многие наблюдали картину, как фуры, не выполняющие этого простого правила, стоят на обочине с дымящимися тормозами. Не собирая колонны вверх, мы их собираем вниз, а ведь при движении на спуск видимость ничем не ограничена и осуществить обгон гораздо безопаснее. Но одна полоса для движения не дает такой возможности, а выезд на встречную полосу чреват лишением прав. Каково же было моё удивление, когда в Ульяновской области на трассе М5, я увидел изящное решение этой проблемы. Для раздела встречных направлений движения там применили разметку 1.11 вместо используемой у нас 1.1 и, соответственно, убрали знак 3.20, естественно в тех местах, где видимость и дорожная обстановка позволяет это сделать, таким образом разрешили выезд на полосу встречного движения для обгона.
Особенно хотелось отметить наличие выделенной полосы для поворота налево на автомагистралях и не только. В большинстве случаев на дорогах вне населенного пункта поворот налево совершают 2,5 автомобиля в сутки, а прямо едут сотни в час. Наличие такой полосы заставляет автомобили протискиваться через игольное ушко одной полосы, что не способствует увеличению пропускной способности трассы, снижает скорость движения и никак не влияет на безопасность на дорогах.
«Автомагистраль» – дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Двигаясь вниз за фурой по одной полосе, больше полос нет - Автомагистраль, однако, наблюдаем знак 5.15.4., больше ничего, перестраиваемся на левую полосу с целью опередить фуру. На дороге снег, слякоть, из-под фуры летит хз что, и попадаем на 500 руб., по ст.12.15.1 КОАП. Потому что за фурой вы не увидели, что через 50 метров висит знак 5.15.1 и левая полоса выделена только для поворота налево. Соответственно на горке стоит экипаж ДПС и радостно наблюдает эту картину, с протоколом наперевес. Картина с натуры: обводная дорога вокруг Самары от М5 до Р-225 отмеченная знаком . Через три дня возвращаюсь, экипаж на прикормленном месте, следовательно, я не первый и не последний кто попался на эту удочку. Возникает вопрос, как взаимодействуют дорожные службы, ДПС и службы организации движения. Дорожники знаки расставили, ДПС протоколы пишет, остальные: ничего не желаю знать? Никто не производит анализ, почему на одном участке дороги происходит одно и то же нарушение. Все водители - разгильдяи, или неправильно организовано движение? Считаю, что такие «кормушки» надо искоренять. Как поступить в данном случае? Есть множество решений:
1. Устранить выделенную полосу для поворота налево как класс, т.е. установить знак 5.15.1 разрешающий по этой полосе движение как налево, так и прямо
2. Установить на одной стойке оба знака 5.15.1 и 5.15.4
3. Нанести разметку 1.11 на спуске, чтобы можно было выехать на встречную полосу, обогнать фуру и увидеть впереди перекресток на автомагистрали, которого по определению автомагистрали быть недолжно.
4. В конце концов, уберите знак 5.1 в начале дороги.